О высоком достоинстве музыки и пения, об их благотворном влиянии на людей говорят многие ценители музыки всех времен. Особое отношение к пению имеет Церковь, которая свидетельствует его небесное происхождение.
Еще до сотворения человека,лишь только появились на тверди светила земные, все ангелы восхваляли Творца гласом велиим (Иов. 38,7). Пророк Исайя видел Серафимов, окружавших престол Господа Саваофа и взывающих друг ко другу: Свят, Свят,Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его (Ис. 6, 3). Церковь Божия устами царя Давида возглашает: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царевы нашему, пойте» (Пс. 46,7).
Вифлеемские пастыри видели множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 13-14). Во время Успения Божией Матери апостолы слышали дивное ангельское пение.
Святой Иоанн Златоуст, размышляя о церковном пении, пишет, что ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная Божественная песнь. Сам он был учредителем и благоустроителем церковных хоров. Составителями церковных песнопений, были люди, просиявшие Мудростью, благочестием и святостью жизни, а также различными духовными дарованиями.
В Новозаветной Церкви пение составляет необходимый элемент всякого общественного христианского Богослужения. Оно возвышает мысль над всем земным, примиряет с самим собой и ближними, уменьшает наши немощи, облегчает скорби, согревает сердце небесною любовью. Недаром древние христиане спешили в храм Божий, одаряющий столь высокими благами духовными, и не тяготились продолжительностью церковных служб, сообщающих присутствующим в храме столь разнообразные духовные наслаждения.
Церковное пение – это особое направление в музыкальном искусстве. Связанное с богослужебными текстами, оно усвоило себе особый, неповторимый колорит, вобрало всю глубину православного вероучения. Церковное пение существовало уже с первых веков христианства. Конечно, оно не отличалось системностью и не было столь определенно по форме, как сейчас, так как тогда еще не установился богослужебный цикл и Устав. Церковное пение древней Церкви было импровизационным и носило свободный характер. В основном это было пение псалмов и гимнов. Причем в пении усматривалось некое тайное единение Церкви Земной с Церковью Небесной. |